Элементы комбинаторики
Бином Ньютона и биномиальные коэффициенты
Что такое комбинаторика
Комбинаторика — раздел математики, в котором изучаются вопросы о том, сколько различных комбинаций, подчинённых тем или иным условиям, можно составить из заданных объектов.
Комбинаторика возникла в XVI веке. Первые комбинаторные задачи касались азартных игр. Сегодня комбинаторные методы используются для решения транспортных задач, составления планов производства и реализации продукции. Установлены связи между комбинаторикой и задачами линейного программирования, статистики. Комбинаторика используется для составления и декодирования шифров, для решения других проблем теории информации.
Значительную роль комбинаторные методы играют и в чисто математических вопросах — теории групп и их представлений, изучении основ геометрии, неассоциативных алгебр и др.
► Пример комбинаторной задачи. Сколько трёхзначных чисел можно составить из цифр 0, 2, 4, 6, 8, используя в записи числа каждую из них не более одного раза?
I способ. Постараемся выписать все такие числа. На первом месте может стоять любая цифра кроме 0. Например, 2. На втором месте любая цифра из 0, 4, 6 и 8. Пусть 0. Тогда в качестве третьей цифры можно выбрать любую из 4, 6, 8. Получаем три числа
204, 206, 208.
Вместо 0 на второе место можно было поставить 4, тогда третье цифрой можно записать или 0, или 6, или 8:
240, 246, 248.
Рассуждая аналогично, получаем ещё две тройки трёхзначных чисел с цифрой 2 на первом месте:
260, 264, 268;
280, 284, 286.
Других, кроме выписанных 12-ти, трёхзначных чисел с цифрой 2 на первом месте, и удовлетворяющих условию, нет.
Если на первом месте записать цифру 4, а остальные выбирать из цифр 0, 2, 6, 8, то получим ещё 12 чисел:
402, 406, 408;
420, 426, 428;
460, 462, 468;
480, 482, 486.
По столько же трёхзначных чисел можно составить с цифрой 6 на первом месте и цифрой 8 на первом месте. Значит, искомое количество:
4 · 12 = 48.
Вот эти числа:
204, 206, 208, 240, 246, 248, 260, 264, 268, 280, 284, 286;
402, 406, 408, 420, 426, 428, 460, 462, 468, 480, 482, 486;
602, 604, 608, 620, 624, 628, 640, 642, 648, 680, 682, 684;
802, 804, 806, 820, 824, 826, 840, 842, 846, 860, 862, 864.
Ответ: 48. ◄
Метод рассуждения, которым мы воспользовались при решении предыдущей задачи, называется перебором возможных вариантов.
Правила сложения и умножения
Комбинаторное правило сложения (правило "или") — одно из основных правил комбинаторики, утверждающее, что, если имеется n элементов и элемент A1 можно выбрать m1 способами, элемент A2 можно выбрать m2 способами и так далее, элемент An можно выбрать mn способами, то выбрать или A1, или A2, или, и так далее, An можно
m1 + m2 + ... + mn
способами.
► Например, выбрать подарок ребёнку из 9 машинок, 7 плюшевых медведей и 3 железных дорог можно
9 + 7 + 3 = 19
способами.
Ответ: 19. ◄
Правило умножения (правило "и") — ещё одно из важных правил комбинаторики. Согласно ему, если элемент A1 можно выбрать m1 способами, элемент A2 можно выбрать m2 способами и так далее, элемент An можно выбрать mn способами, то набор элементов (A1, A2, ... , An) можно выбрать
m1 · m2 · ... · mn
способами.
► Например.
1) Выбрать ребёнку в подарок машинку, плюшевого медведя и железную дорогу, выбирая из 9 машинок, 7 плюшевых медведей и 3 железных дорог, можно
9 · 7 · 3 = 189
способами.
Ответ: 189.
2) Воспользуемся правилом умножения для решения задачи, уже рассмотренной выше: Сколько трёхзначных чисел можно составить из цифр 0, 2, 4, 6, 8, используя в записи числа каждую из них не более одного раза?
II способ.
0 не может стоять первым, значит первую цифру нужно выбрать из 2, 4, 6, 8 — 4 способа;
второй цифрой может быть любая из четырёх оставшихся — 4 способа;
третью цифру можно выбрать среди трёх оставшихся — 3 способа.
Итак, искомое количество трёхзначных чисел:
4 · 4 · 3 = 48.
Ответ: 48. ◄
Перестановки
Множество из n элементов называется упорядоченным, если каждому его элементу поставлено в соответствие натуральное число от 1 до n.
Перестановкой из n элементов называется любое упорядоченное множество из n элементов.
► Например, из 4 элементов ♦ ♥ ♣ ♠ можно составить следующие 24 перестановки:
♦ ♥ ♣ ♠ | ♥ ♦ ♣ ♠ | ♣ ♦ ♥ ♠ | ♠ ♦ ♥ ♣ |
♦ ♥ ♠ ♣ | ♥ ♦ ♠ ♣ | ♣ ♦ ♠ ♥ | ♠ ♦ ♣ ♥ |
♦ ♣ ♥ ♠ | ♥ ♣ ♦ ♠ | ♣ ♥ ♦ ♠ | ♠ ♥ ♦ ♣ |
♦ ♣ ♠ ♥ | ♥ ♣ ♠ ♦ | ♣ ♥ ♠ ♦ | ♠ ♥ ♣ ♦ |
♦ ♠ ♥ ♣ | ♥ ♠ ♦ ♣ | ♣ ♠ ♦ ♥ | ♠ ♣ ♦ ♥ |
♦ ♠ ♣ ♥ | ♥ ♠ ♣ ♦ | ♣ ♠ ♥ ♦ | ♠ ♣ ♥ ♦ |
◄
Количество перестановок из n элементов принято обозначать Pn. С помощью перебора возможных вариантов легко убедиться, в том что
P1 = 1; P2 = 2; P3 = 6; P4 = 24.
Вообще, число всевозможных перестановок из n элементов равно произведению всех натуральных чисел от 1 до n, то есть n! (читается "эн факториал"):
Pn = 1 · 2 · 3 · ... · (n –1) · n = n!.
Для Pn справедлива рекуррентная формула:
Pn = n · Pn – 1 .
Значение факториала определено не только для натуральных чисел, но и для 0:
0! = 1.
Таблица факториалов целых чисел от 0 до 10 | |||||||||||
n | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
n! | 1 | 1 | 2 | 6 | 24 | 120 | 720 | 5 040 | 40 320 | 362 880 | 3 628 800 |
► Например, сколькими способами 5 мальчиков и 5 девочек могут занять в театре места в одном ряду с 1-го по 10-е место, если никакие два мальчика и никакие две девочки не сидят рядом?
Возможны два случая с одинаковым количеством способов: 1) мальчики — на нечётных местах, девочки на чётных и 2) наоборот.
Рассмотрим первый случай. Мальчики по нечётным местам могут сесть
P5 = 120
способами. Столько способов и для девочек на чётных местах. Согласно правилу умножения, мальчики — на нечётных местах, девочки на чётных могут расположиться
120 · 120 = 14 400
способами. Значит, всего способов
14 400 + 14 400 = 28 800.
Ответ: 28 800. ◄
Перестановки с повторениями
Перестановкой с повторениями из n элементов, среди которых k разных, при этом насчитывается n1 неразличимых элементов первого типа, n2 неразличимых элементов второго типа и так далее, nk неразличимых элементов k-го типа (где n1 + n2 + … + nk = n), называется любое расположение этих элементов по n различным местам.
Число перестановок с повторениями длины n из k разных элементов, взятых соответственно по n1, n2, …, nk раз каждый обозначается и вычисляется следующим образом:$$P_{n_1,n_2, ... , n_k}=\frac{n!}{n_1!n_2! ... n_k!}~.$$
► Например, сколько различных десятизначных чисел можно составить из цифр: 1, 2, 2, 3, 3, 3, 4, 4, 4, 4?
В данном случае: n = 10, n1 = 1, n2 = 2, n3 = 3, n4 = 4,$$P_{1, 2, 3, 4}=\frac{10!}{1!2! 3! 4!}=\frac{10!}{1!2! 3! 4!}=12~600.$$
Ответ: 12 600. ◄
Размещения
Размещением из n элементов по m (m ≤ n) называется любое множество, состоящее из m элементов, взятых в определённом порядке из данных n элементов.
Два размещения из n элементов по m считаются различными, если они различаются самими элементами или порядком их расположения.
► Например, составим все размещения из четырёх элементов A, B, C, D по два элемента:
A B; A C; A D;
B A; B C; B D;
C A; C В; C D;
D A; D В; D C.
◄
Число всех размещений из n элементов по m обозначают \(A_n^m\) (читается: "А из n по m") и вычисляется по любой из формул:$$A_n^m=n\cdot (n-1)\cdot (n-2)\cdot ...\cdot (n-m+1)\\A_n^m=\frac{n!}{(n-m)!}$$
► Примеры задач.
1) Воспользуемся понятием размещений из n элементов по m для решения задачи, уже дважды рассмотренной ранее: Сколько трёхзначных чисел можно составить из цифр 0, 2, 4, 6, 8, используя в записи числа каждую из них не более одного раза?
III способ.
Первую цифру можно выбрать четырьмя способами из набора 2, 4, 6, 8. В каждом из этих случаев количество пар второй и третей цифры равно числу размещений из 4 оставшихся цифр по 2. Значит искомое количество трёхзначных чисел равно:$$4\cdot A_4^2=4\cdot \frac{4!}{(4-2)!}=4\cdot \frac{4!}{2!}=4\cdot (3\cdot 4)=48.$$Ответ: 48.
2) Для полёта в космос необходимо укомплектовать экипаж из шести человек. В него должны входить: командир корабля, первый и второй его помощники, два бортинженера, один из которых старший, и один врач. Командный состав выбирается из 20 лётчиков, бортинженеры — из 15 специалистов, а врач — из 5 медиков. Сколькими способами можно укомплектовать экипаж?
Поскольку в выборе командного состава важен порядок, то командира и двух его помощников можно выбрать \(A_{20}^3\) способами. Порядок бортинженеров тоже важен, значит, для их выбора существует \(A_{15}^2\) способов. Врач всего один, для его выбора существует 5 способов. Воспользуемся комбинаторным правилом умножения и найдём количество возможных экипажей корабля:$$A_{20}^3\cdot A_{15}^2\cdot 5=\frac{20!}{17!}\cdot \frac{15!}{13!}\cdot 5=(18\cdot 19\cdot 20)\cdot (14\cdot 15)\cdot 5=7~182~000.$$Ответ: 7 182 000. ◄
Понятно, что, если m = n, то$$A_n^m=A_n^n=P_n=n!.$$
Справедливо также, что, если m = n – 1, то$$A_n^{n-1}=A_n^n=P_n=n!.$$
Размещения с повторениями
Помимо обычных размещений бывают и размещения с повторениями или выборки с возвращением.
Пусть имеется n различных объектов. Выберем из них m штук, действуя по следующему принципу. Возьмём любой, но не будем его устанавливать в какой-то ряд, а просто запишем под номером 1 его название, сам же объект после этого вернём к остальным. Затем опять из всех n объектов выберем один (в том числе, возможно, и тот, который был только что взят), запишем его название, пометив номером 2, и снова вернём объект обратно. И так далее, пока не получим m названий.
Размещения с повторениями обозначаются \(\overline{A}_n^m\) и, согласно правилу умножения, вычисляются по формуле$$\overline{A}_n^m=n^m.$$Заметим, что здесь допустим случай, когда m > n, то есть выбранных объектов больше, чем их всего имеется. Это неудивительно: каждый объект после "использования" возвращается обратно и может быть использован повторно.
► Например, количество вариантов шестизначного пароля, в котором каждый знак является цифрой от 0 до 9 или буквой латинского алфавита (одна и та же строчная и прописная буква — один символ) и может повторяться, равно:$$\overline{A}_{10+26}^6=\overline{A}_{36}^6=36^6=2~176~782~336.$$Если же строчные и прописные буквы считаются различными символами (как это обычно и бывает), то количество возможных паролей становится ещё более колоссальным:$$\overline{A}_{10+26+26}^6=\overline{A}_{62}^6=62^6=56~800~235~584.$$
◄
Сочетания
Сочетанием из n элементов по m (m ≤ n) называется любое множество, состоящее из m элементов, выбранных из данных n элементов.
В отличии от размещений в сочетаниях не имеет значения, в каком порядке указаны элементы. Два сочетания из n элементов по m считаются различными, если они различаются хотя бы одним элементом.
► Например, составим все сочетания из четырёх элементов A, B, C, D по два элемента:
A B; A C; A D;
B C; B D;
C D.
◄
Число всех сочетаний из n элементов по m обозначают \(C_n^m\) (читается: "C из n по m") и вычисляется по любой из формул:$$C_n^m=\frac{A_n^m}{P_m}$$$$C_n^m=\frac{n\cdot (n-1)\cdot (n-2)~\cdot~ ...~\cdot~ (n-m+1)}{1\cdot2\cdot3~\cdot~...~\cdot ~m}$$$$C_n^m=\frac{n!}{m!\cdot (n-m)!}.$$
► Примеры задач.
1) Бригада, занимающаяся ремонтом школы, состоит из 12 маляров и 5 плотников. Из них для ремонта физкультурного зала надо выделить 4 маляров и 2 плотников. Сколькими способами можно это сделать?
Так как порядок маляров в каждой выбранной четвёрке и порядок плотников в каждой выбранной паре не имеет значения, то, согласно комбинаторному правилу умножения, искомое количество способов равно:$$C_{12}^4 \cdot C_5^2 =\frac{12!}{4!\cdot 8!}\cdot \frac{5!}{2!\cdot 3!}=\frac{9\cdot10\cdot11\cdot12}{1\cdot2\cdot3\cdot4}\cdot \frac{4\cdot5}{1\cdot 2}=4~950.$$Ответ: 4 950. ◄
2) В классе обучаются 30 учащихся, среди которых 13 мальчиков и 17 девочек. Сколькими способами можно сформировать команду из 7 учащихся этого класса, если в неё должна входить хотя бы одна девочка?
Количество всех возможных команд по 7 человек из класса равно \(C_{30}^7\). Количество команд в которых только мальчики — \(C_{13}^7\). Значит, количество команд, в которых есть хотя бы одна девочка, равно:$$C_{30}^7 - C_{13}^7 =\frac{30!}{7!\cdot 23!} - \frac{13!}{7!\cdot 6!}=2~035~800-1~716=2~034~084.$$Ответ: 2 034 084. ◄
Сочетания с повторениями
Помимо обычных сочетаний рассматривают сочетания с повторениями.
Пусть в множестве имеется n объектов. Выберем из них m штук, действуя по следующему принципу. Возьмём любой, но не будем его устанавливать в какой-то ряд, а просто запишем, сам же объект после этого вернём к остальным. Затем опять из всех n объектов выберем один (в том числе, возможно, и тот, который был взят и записан ранее), запишем его название и снова вернём объект обратно. И так далее, пока не получим m названий.
Принципиальное отличие от размещений с повторениями заключается в том, что в данном случае элементы списка не нумеруются. Например, список "A, С, A, В" и список "А, А, В, С" считаются одинаковыми.
Сочетания с повторениями обозначаются \(\overline{C}_n^m\) и вычисляются по формуле$$\overline{C}_n^m=P_{m,~n-1}=\frac{(m+n-1)!}{m!\cdot (n-1)!}.$$И ещё один способ записи той же формулы:$$\overline{C}_n^m=C_{m+n-1}^m=\frac{(m+n-1)!}{m!\cdot (n-1)!}.$$Заметим, что подобно размещениям с повторениями, допустим случай, когда m > n, то есть выбранных объектов больше, чем их всего имеется. Действительно, каждый объект после "использования" возвращается обратно и может быть использован снова и снова.
► Например, выясним сколькими способами можно купить 7 пирожных в кондитерском отделе, если в продаже 4 их сорта?
Естественно полагать, что количество пирожных каждого вида не меньше 7, и при желании можно купить только пирожные одного из них. Так как порядок в котором кладут купленные пирожные в коробку не важен, то имеем дело с сочетаниями с повторениями. Так как нужно выбрать 7 пирожных из 4 его видов, то искомое количество способов равно:$$\overline{C}_4^7=\frac{(7+4-1)!}{7!\cdot (4-1)!}=\frac{10!}{7!\cdot 3!}=\frac{8\cdot 9\cdot 10}{1\cdot 2\cdot 3}=120.$$
Ответ: 120. ◄
Бином Ньютона и биномиальные коэффициенты
Равенство$$(x+a)^n=C_n^0x^na^0+C_n^1x^{n-1}a^1+...+C_n^mx^{n-m}a^m+...+C_n^nx^0a^n$$называют биномом Ньютона или формулой Ньютона. Правая часть равенства называется биномиальным разложением в сумму, а коэффициенты \(C_n^0,~C_n^1,~...~,~C_n^n\) — биномиальными коэффициентами.
Свойства биномиальных коэффициентов:
\(~~~~~~~~1.~~C_n^0=C_n^n=1\\ ~~~~~~~~2.~~C_n^m=C_n^{n-m}\\ ~~~~~~~~3.~~C_n^m=C_{n-1}^{m-1}+C_{n-1}^{m}\\ ~~~~~~~~4.~~C_n^0+C_n^1+C_n^2+~...~+C_n^n=2^n\\ ~~~~~~~~5.~~C_n^0+C_n^2+C_n^4+~... =C_n^1+C_n^3+C_n^5+~...=2^{n-1}\\ ~~~~~~~~6.~~C_n^n+C_{n+1}^n+C_{n+2}^n+~...~+C_{n+m-1}^n=C_{n+m}^{n+1}\\ \)
Свойства биномиального разложения:
1. Число всех членов разложения на единицу больше показателя степени бинома,
то есть равно n + 1.
2. Сумма показателей степеней x и a каждого члена разложения равна показателю степени бинома,
то есть (n – m) + m = n.
3. Общий член разложения (обозначается Tn+1) имеет вид$$T_{n+1}=C_n^m x^{n-m}a^m,~~~~m=0,~1,~2,~...~,~n.$$
Треугольник Паскаля
Все возможные значения биномиальных коэффициентов (числа сочетаний) для каждого показателя степени бинома n можно записать в виде бесконечной треугольной таблицы. Такая таблица называется треугольником Паскаля:
\(C_0^0\) | ||||||||||
\(C_1^0\) | \(C_1^1\) | |||||||||
\(C_2^0\) | \(C_2^1\) | \(C_2^2\) | ||||||||
\(C_3^0\) | \(C_3^1\) | \(C_3^2\) | \(C_3^3\) | |||||||
\(C_4^0\) | \(C_4^1\) | \(C_4^2\) | \(C_4^3\) | \(C_4^4\) | ||||||
\(C_5^0\) | \(C_5^1\) | \(C_5^2\) | \(C_5^3\) | \(C_5^4\) | \(C_5^5\) | |||||
. . . | . . . | . . . |
В этом треугольнике крайние числа в каждой строке равны 1. Действительно, \(C_n^0=C_n^n=1\). А каждое не крайнее число равно сумме двух чисел предыдущей строки, стоящих над ним: \(C_n^m=C_{n-1}^{m-1}+C_{n-1}^{m}\).
Таким образом, этот треугольник предлагает ещё один (рекуррентный) способ вычисления чисел \(C_n^m\):
n = 0 | 1 | ||||||||||||||||
n = 1 | 1 | 1 | |||||||||||||||
n = 2 | 1 | 2 | 1 | ||||||||||||||
n = 3 | 1 | 3 | 3 | 1 | |||||||||||||
n = 4 | 1 | 4 | 6 | 4 | 1 | ||||||||||||
n = 5 | 1 | 5 | 10 | 10 | 5 | 1 | |||||||||||
n = 6 | 1 | 6 | 15 | 20 | 15 | 6 | 1 | ||||||||||
n = 7 | 1 | 7 | 21 | 35 | 35 | 21 | 7 | 1 | |||||||||
n = 8 | 1 | 8 | 28 | 56 | 70 | 56 | 28 | 8 | 1 | ||||||||
... | ... | ... | ... | ... |
В k-й строке таблицы Паскаля записан набор коэффициентов, соответствующий биному с показателем степени n = k – 1.
► Например, в шестой строке записаны коэффициенты для разложения в сумму (x + a)5. С учётом свойств биномиального разложения и набора биномиальных коэффициентов из треугольника Паскаля запишем:$$(x+a)^5=x^5+5x^4a+10x^3a^2+10x^2a^3+5xa^4+a^5.$$
◄
Смотрите так же:
Арифметический корень n-й степени
Построение графиков функций геометрическими методами
Арифметическая и геометрическая прогрессии
Таблицы значений тригонометрических функций
Предел и непрерывность функции
Создано на конструкторе сайтов Okis при поддержке Flexsmm - накрутка инста