Сергей Алексеевич Чаплыгин
1869–1942
Пока есть ещё силы, надо бороться… надо работать.
С.А. Чаплыгин
Сергей Алексеевич Чаплыгин (5 апреля 1869 – 8 октября 1942) – русский и советский учёный в области теоретической механики, академик АН СССР. Вместе с другим великим русским учёным Жуковским Чаплыгин стоял у истоков авиационной науки, один из основоположников современной гидроаэродинамики.
Сергей Алексеевич Чаплыгин родился в Рязанской губернии в городе Раненбурге. Отец будущего учёного, Алексей Тимофеевич, служил продавцом в лавке, а мать, Анна Петровна, красивая, добрая женщина, вела домашнее хозяйство. Родители жили дружно, но семейное счастье продолжалось недолго. Когда Серёже было два года, отец умер от холеры, свирепствовавшей тогда в тех местах.
Через некоторое время, по настоянию родителей, Анна Петровна вышла вторично замуж и переехала вместе с сыном в Воронеж, где на кожевенной фабрике работал её новый муж Семён Николаевич Давыдов.
Серёжа рос вдумчивым, не по годам серьёзным мальчиком. Он рано научился читать и считать, с удовольствием помогал матери по хозяйству. Отчим к пасынку относился хорошо. Узнав о том, что мать хочет дать сыну образование, он привёл в дом знакомого семинариста, который взялся подготовить Серёжу к поступлению в гимназию, и мальчик выдержал вступительные экзамены. Помогли выдающиеся способности и блестящая память.
Давыдов оказался не лучшим семьянином и оставил Анну Петровну одну с пятью детьми на руках. На старшего Сергея легли дополнительные заботы. После занятий в гимназии он бежал домой помогать матери по хозяйству, а затем отправлялся давать уроки. Сергей учился на отлично, все знали о его необычайных способностях и приглашали заниматься со своими отстающими детьми. Сергей учил сыновей зажиточных горожан математике, немецкому и греческому языкам, латыни. В тринадцать лет он стал кормильцем семьи.
Окончив в 1886 году гимназию с золотой медалью, Сергей поступает на физико-математический факультет Московского университета. Он прилежно занимается, не пропускает ни одной лекции, хотя ему по-прежнему приходится давать частные уроки, чтобы заработать себе на жизнь. Большую часть денег он посылает матери в Воронеж. Сергей живёт впроголодь, часто у него нет даже трёх копеек на конку, и на уроки из конца в конец Москвы приходится добираться пешком, но он не жалуется, а настойчиво овладевает науками. Лучше всего он, конечно, знал свои любимые предметы – математику, физику, астрономию, механику. Их ему читали такие известные учёные, как Б.К. Млодзеевский, А.Г. Столетов, Ф.А. Бредихин, Н.Е. Жуковский. Поступая в университет, Сергей думал специализироваться по чистой математике, но под влиянием лекций профессора Жуковского увлёкся механикой.
Николай Егорович Жуковский сразу обратил внимание на блестящие способности Сергея Чаплыгина, с которым он встречался на лекциях. По совету любимого профессора Чаплыгин начинает свой первый научный труд по гидродинамике «О движении тяжёлых тел в несжимаемой жидкости». Это исследование, представленное в 1890 году Чаплыгиным в качестве дипломной работы, было награждено университетом Золотой медалью. По предложению Жуковского Сергей Чаплыгин был оставлен в университете для подготовки к профессорскому званию. Ему была назначена стипендия в размере пятидесяти рублей в месяц. Так первый научный труд Чаплыгина определил его дальнейшую жизнь.
Работая над диссертацией, Чаплыгин одновременно начинает вести преподавательскую работу. Вначале с 1893 года в качестве учителя физики в одном из средних учебных заведений Москвы, а с 1894 года он становится приват-доцентом Московского университета.
Происходят изменения и в личной жизни Сергея Алексеевича. Осенью 1894 года он женится на своей квартирной хозяйке Екатерине Владимировне Арно. 3 августа 1897 года у них родилась дочь Ольга.
Вторая научная работа молодого учёного «О некоторых случаях движения твёрдого тела в жидкости», опубликованная в 1897 году, была защищена им в следующем году в качестве магистерской диссертации. В ней он дал геометрическую интерпретацию законов движения твёрдых тел в жидкости, найденных ранее в аналитической форме некоторыми русскими и иностранными исследователями. Жуковский оценил работу Чаплыгина как классическую.
Усиленные занятия Чаплыгина по изучению движений твёрдого тела привело его к фундаментальным открытиям в области построения общих уравнений механики.
В курсах теоретической механики излагается удобный и достаточно простой приём изучения механических движений методом обобщённых координат Лагранжа. Уравнения механики в форме Лагранжа позволяют исследовать как движения свободного тела, так и движения тел несвободных – подчинённых ограничениям геометрического характера, накладывающих условия на положение точек тела. Метод уравнений Лагранжа является одним из наиболее плодотворных в самых различных отделах механики. Однако этот метод непригоден для изучения движения тел, когда ограничивающие условия накладываются не только на положение точек тела, но и на скорости этих точек. Так, например, во всех механических задачах катания тел по неподвижной шероховатой поверхности скорости тела в точках соприкосновения тела с поверхностью обращаются в нуль; следовательно, здесь мы имеем дело с условиями не только геометрического, но и кинематического характера.
Уравнения Лагранжа к такого рода проблемам не применимы. Заслугой Чаплыгина является обобщение уравнений Лагранжа на случаи движений с ограничениями, налагаемыми на скорости некоторых точек движущегося тела. Полученные им обобщённые уравнения движения вошли в курсы механики под названием уравнений Чаплыгина.
Много внимания Сергей Алексеевич уделял работе со студентами. В разное время он преподавал во многих московских высших учебных заведениях: университете, высшем техническом, инженерном и коммерческом училищах, лесном и межевом институтах, на высших женских курсах, организатором и директором которых он был в 1905–1918 годах. Им написаны учебники «Механика системы» (1905–1907) и «Пропедевтический курс механики» (1915) для втузов и естественных факультетов университетов.
Чаплыгин продолжает вести большую научную работу. Его интересует движение твёрдых тел по шероховатой поверхности. В результате появляются два исследования: «О движении тяжёлого тела вращения на горизонтальной плоскости» и «О некотором возможном обобщении теоремы площадей с применением к задаче о катании шаров», за которые в 1900 году Сергей Алексеевич Чаплыгин награждается Петербургской академией наук почётной золотой медалью.
На рубеже веков Чаплыгин начинает заниматься струйными течениями в несжимаемых, а затем и в сжимаемых жидкостях. В 1895 году он делает доклад «О движении газа с образованием разрыва» на заседании Московского математического общества, а в 1903 году защищает докторскую диссертацию «О газовых струях», в которой был предложен метод исследований струйных движений газа при любых дозвуковых скоростях.
Коротко суть работы «О газовых струях» в следующем. Когда тело движется в потоке воздуха, то оно испытывает аэродинамическое сопротивление. Это сопротивление тем больше, чем больше скорость перемещения. Чаплыгин показал, что для скоростей движения, не превышающих 100 м/с, аэродинамическое сопротивление пропорционально квадрату скорости. Если скорость приближается к скорости звука (в воздухе она примерно равна 331 м/с), то для нахождения величины лобового сопротивления необходимо решить ещё одно дифференциальное уравнение, которое и было изучено Чаплыгиным.
Следует указать на чрезвычайную сложность рассмотренных Чаплыгиным проблем. Нужны были необыкновенная проницательность и высокое аналитическое искусство, чтобы в решении этих задач, над которыми трудились выдающиеся умы науки, сделать значительное движение вперёд. Уже эти первые научные исследования характеризуют стиль Чаплыгина: необычайная отточенность предложений, сжатость и даже, можно сказать, скупость в выводах, строгая постановка и формулировка проблем с выставлением на вид всех ограничивающих предположений, затем профессионально-математическое исследование. Никаких отступлений и рассуждений по аналогии, всё в рамках строгой логической последовательности суждений. Почти никаких утверждений о важности и актуальности поставленной и решённой задачи, столь излюбленных и пространных у большинства современных авторов. Геометрические образы носят вспомогательный характер. Большинство геометрических построений не приводится на фигурах и чертежах; излагаются лишь пути их построений в виде сжатых рецептов, расшифровка которых требует больших усилий и напряжённости внимания. Обзоры результатов предшественников даются в отчеканенной изящной трактовке, где в немногих словах содержится всё наиболее существенное. Мотивы научных изысканий Чаплыгина настолько скрыты, что даже специалисты-механики при чтении его работ с трудом обнаруживают, почему поставлена данная задача, какие проблемы науки или техники привели к её выдвижению. Темы исследований Чаплыгина, как правило, значительно опережали состояние и потребности бурно развивающейся мировой авиационной техники и промышленности.
Эффективность предложенного учёным способа расчёта плоских газовых потоков и сделала работу «О газовых струях» наиболее выдающимся исследованием по газовой динамике за полвека её развития.
Эта работа стоит особняком в творчестве учёного, и судьба её необычна. Она долго оставалась непонятой и неоценённой современниками. В то время, когда авиация делала свои начальные шаги, учёный писал о движении со скоростями, близкими к скорости звука.
Но недаром говорят, что нет ничего более практичного, чем хорошая теория. В 1935 году в Риме на конференции по большим скоростям в авиации иностранные учёные познакомились с работой Чаплыгина и назвали её лучшим по точности, оригинальности и изяществу метода исследованием в области газовой динамики. Через сорок лет после появления работы Чаплыгина самолёты стали летать со скоростями, близкими к скорости звука. Для инженеров, конструкторов и разработчиков авиационной техники труд учёного стал настольным справочником.
Вскоре после защиты докторской диссертации Чаплыгин был избран профессором Московского университета.
В 1910 году учёный выступил на заседании Московского математического общества с докладом, в котором показал, как можно подсчитать циркуляцию при обтекании крыла потоком воздуха.
Таким образом, если Жуковский сделал первый фундаментальный шаг в объяснении возникновения подъёмной силы крыла самолёта, то Чаплыгин сделал второй фундаментальный шаг, показав, как можно вычислить реальную подъёмную силу крыла самолёта.
В 1911 году в Московском университете произошли студенческие волнения. Они были жестоко подавлены тогдашним министром просвещения Кассо. В знак протеста против расправы над студентами из университета ушли все лучшие профессора и преподаватели, в том числе и Чаплыгин.
После Октябрьской революции Сергей Алексеевич вернулся в университет. Чаплыгин принял революцию и сознательно посвятил свою дальнейшую жизнь развитию отечественной науки. В годы Гражданской войны профессор Чаплыгин работал в Комиссии по артиллерийским опытам при Главном артиллерийском управлении РККА (Косартоп) и в Научно-экспериментальном институте путей сообщения. В 1917 – 1922 годах вновь был профессором Московского университета. Было трудное время. Трамваи не ходили, и на занятия профессора и студенты добирались пешком. Здание университета не отапливалось, и в аудиториях все сидели в пальто и шапках. Но, несмотря на эти трудности, жизнь университета шла своим обычным порядком. Преподаватели в точно назначенное время входили в аудитории и начинали занятия с немногочисленными тогда студентами.
Помимо преподавания в университете Сергей Алексеевич продолжает заниматься исследовательской работой. С 1918 году он участвует в работе Комиссии особых артиллерийских опытов при Главном артиллерийском управлении и в работе Научно-экспериментального института путей сообщения.
В 1918 году в Москве организуется Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ). Директором назначают Жуковского, который привлекает к работе Чаплыгина. Николай Егорович поручает ему руководить филиалом ЦАГИ в Кучино под Москвой. К сожалению, их сотрудничество в ЦАГИ продолжалось недолго. В 1921 году Жуковский умирает, и главным научным руководителем и председателем коллегии ЦАГИ становится Чаплыгин.
Здание Аэрогидродинамического института ещё не закончено, и Сергей Алексеевич много времени проводит на стройке. Под его руководством создаются различные лаборатории для испытаний, конструкторское бюро и даже опытный завод, на котором можно было строить самолёты. Одновременно он ведёт большую научную работу. В это время им написаны исследования: «К общей теории крыла моноплана» (1920), «Схематическая теория разрезного крыла» (1921), «О влиянии плоскопараллельного потока воздуха на движущееся в нём цилиндрическое крыло» (1926).
Ещё в 1914 году Чаплыгин выполнил исследование «Теория решётчатого крыла», которое также на десятилетия опередило своё время. В нём Чаплыгин пришёл к парадоксальному на первый взгляд выводу: крыло в виде жалюзи обладает большей подъёмной силой и более устойчиво в полёте, чем сплошное крыло такого же размера.
Это был существенный вклад в теорию крыла аэроплана. Кроме того, работа Чаплыгина имела также значение для теории гидравлических машин. Президент Академии наук СССР М.В. Келдыш так оценивал её:
"Теория решётчатого крыла", в которой заложены основы теории обтекания решёток циркуляционным потоком, является базой для расчёта винтов, турбин и других гидравлических машин.
В работе «Схематическая теория разрезного крыла» (1921) он продолжает размышлять над проблемой составного крыла и указывает, как можно улучшить аэродинамические качества крыла, увеличить его подъёмную силу. Если крыло в форме дуги окружности разрезать на две части и раздвинуть их надлежащим образом, то подъёмная сила такого разрезного крыла будет больше.
В 1931 году Чаплыгин вместе со своим учеником Н.С. Аржаниковым написал работу «К теории открылка и закрылка», как бы завершающую эту тему. В чём была ценность этих работ? Чем меньше скорость самолёта, тем легче ему совершить посадку, тем она безопаснее. Отсюда желание – летать с большой скоростью, а садиться с малой. Но небольшая скорость – это малая подъёмная сила. При недостаточной же подъёмной силе самолёт может упасть на землю и разбиться. Следовательно, надо увеличивать скорость, чтобы самолёт держался в воздухе. Получается замкнутый круг. Работы Чаплыгина помогли разорвать этот круг.
Крылья современных самолётов имеют предкрылки и закрылки. Выпуская их, лётчик увеличивает подъёмную силу на 20, 50 и более процентов, что позволяет ему садиться на полосу с меньшей скоростью.
Интересно, что эта работа делалась тогда, когда ни один самолёт не имел составных крыльев. В них не было необходимости, так как посадочные скорости были невелики. С ростом скорости полёта стала расти и посадочная скорость. Теперь все современные самолёты имеют крылья с управляемыми закрылками и щитками, которые позволяют, не уменьшая скорости полёта, уменьшать посадочную скорость самолёта. Сергей Алексеевич в своих трудах, как всегда, шёл впереди современной ему техники.
Решётчатые крылья были установлены на космических кораблях серии «Союз» (это элемент аварийного спасения кабины с космонавтами), на судах с подводными крыльями, на морских кораблях для стабилизации их во время качки. Теперь составные и решётчатые крылья – это обычный элемент многих транспортных систем.
Научная деятельность Чаплыгина выдвинула его на одно из первых мест среди учёных Советского Союза, и в 1926 году он был избран членом-корреспондентом Академии наук СССР, а 12 января 1929 года – академиком.
Огромная административная работа, которую вёл Чаплыгин как директор-начальник ЦАГИ, отнимала много сил, и в 1931 году учёный попросил освободить его от занимаемой должности по состоянию здоровья. Просьба была удовлетворена, но работу в ЦАГИ Чаплыгин продолжал до последних дней жизни. Он был начальником общетеоретической группы ЦАГИ, а с 1940 года возглавлял аэродинамическую лабораторию, которая теперь носит его имя. В любую погоду, несмотря на старческие недомогания, в положенное время он приходил в лабораторию, показывая своим молодым коллегам пример истинного служения науке. Сотрудники отмечали его справедливость, строгость и доброту.
В 1933 году Чаплыгин был награждён орденом Ленина.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 февраля 1941 года
За выдающиеся научные достижения в области аэродинамики, открывшие широкие возможности для серьезного повышения скоростей боевых самолетов
и в день 50-летнего юбилея научной деятельности академику Сергею Алексеевичу Чаплыгину присвоено звание Героя Социалистического Труда. С.А.Чаплыгин стал первым отечественным ученым – Героем Социалистического Труда.
Когда началась война, Сергею Алексеевичу предложили уехать из Москвы, но он отказался. В октябре 1941 года фронт близко подошёл к столице. Было принято решение перебазировать ЦАГИ на восток. Вместе с институтом в Новосибирск уехал и Чаплыгин. На новом месте он возглавил работу по созданию филиала ЦАГИ. Каждый день на строительной площадке можно было видеть престарелого учёного, отдающего чёткие и ясные распоряжения.
Сергей Алексеевич Чаплыгин умер от кровоизлияния в мозг 8 октября 1942 года в Новосибирске, не дожив до Победы, в которую свято верил и для которой самозабвенно трудился. Последние написанные им слова были:
Пока есть ещё силы, надо бороться… надо работать.
Чаплыгин в труднейших областях аналитической механики, теории крыла, теории механизированного крыла, неустановившегося движения и аэромеханики больших скоростей выступил как созидатель новых оригинальных методов исследования. Эти методы вошли в сокровищницу мировой науки как фундамент рациональных расчётов аэроплана.
Во всех этих методах Чаплыгин выступает не только как талантливейший представитель русского народа, понимающий задачи развивающейся промышленности и всего умственного прогресса, но в своей специальной области указывающий пути этого прогресса.
Чаплыгин – непревзойдённый аналитик. Самые головокружительные вычисления не являлись для него препятствием. Более того, он проделывал большинство этих вычислений без карандаша, путём чистого созерцания, чистой мыслительной операции.
Большой вклад внёс Чаплыгин в математику. Его исследования по приближённому интегрированию дифференциальных уравнений принадлежат к крупным достижениям математической мысли. Идеи Чаплыгина оказались применимы не только для решения широких классов дифференциальных уравнений, но и при приближённом решении весьма общих классов функциональных уравнений.
Своеобразие и самобытность творческого таланта Чаплыгина изумляли и восхищали его современников.
За выдающуюся научно–исследовательскую и организаторскую деятельность Чаплыгин был награждён:
- Званием Героя Социалистического Труда (1941);
- двумя орденами Ленина (1931,1941);
- двумя орденами Трудового Красного Знамени (1927, 1931);
- премией имени Н.Е. Жуковского (1925).
Именем Чаплыгина названы:
- премия им. С.А. Чаплыгина Академии наук «За лучшую оригинальную работу по теоретическим исследованиям в области механики»;
- Золотая медаль имени С.А. Чаплыгина Российской АН (Присуждается с 1993 года за выдающиеся теоретические работы по механике)
- город Чаплыгин (Липецкая область) (бывший Раненбург, родной город учёного);
- Сибирский научно исследовательский институт авиации в Новосибирске;
- улицы в Москве, Новосибирске и Жуковском;
- кратер на обратной стороне Луны;
- аэродинамическая лаборатория в ЦАГИ.
На территории ЦАГИ установлен памятник С.А. Чаплыгину.
В Новосибирске в честь Чаплыгина установлены мемориальные доски:
- на доме, где жил ученый;
- на корпусе № 1 СибНИА;
- на аэродинамической трубе Новосибирского авиационного колледжа.
Имя Чаплыгина носят следующие объекты естествознания:
- метод Чаплыгина;
- парабола Чаплыгина;
- уравнения Чаплыгина;
- постулат Жуковского – Чаплыгина.
По материалам сайтов: nplit.ru, warheroes.ru и Википедии, книг: Д. Самин «100 великих учёных» (Москва, «Вече», 2004 год) и Математический энциклопедический словарь (Москва, «Советская энциклопедия», 1988).
Создано на конструкторе сайтов Okis при поддержке Flexsmm - накрутить телеграм